Школа достижения целей
Ларисы Михалевой
Телефон: +7-913-820-63-33

Анализ и обобщение клубной и консультативной работы в рамках международной программы «Третий возраст - новые возможности»

Сборник статей, методических пособии и тезисы докладов

Вся моя более чем пятилетняя деятельность связана с организацией и проведением семинаров, тренингов, лекций, фестивалей, клубов и консультаций по внедрению и освоению интереснейших методик известных российских авторов в области позитивной психологии среди людей разного возраста в городе Томске. Были периоды работы в Новосибирске, в Барнауле, в Горном Алтае. Моё занятие организацией этих мероприятий постепенно ограничилось городом Томском. На сегодняшний день периодически собираются три разных клуба, в которых объединились люди, увлеченные изначально какой-то из методик и просто развивающиеся люди, которым очень важно регулярно бывать в поле людей - единомышленников, где обсуждается интересная конкретная тема

в русле позитивной психологии. Эти темы определяются организатором и ведущим не по заранее составленному плану, а по ходу созревания ответа на актуальный для этого периода жизни вопрос. То есть, темы клубов рождаются не из головы, а из духовного состояния. Постоянно прорабатываются определенные книги, лекции, фильмы, с целью понять, как работает какой-либо жизненный закон, который сразу превращается в образную и актуальную для понимания тему. И эта тема разворачивается в разных сценариях для 2-3 групп людей. Самая продуктивная группа из 12-15 человек, где есть возможность услышать всех участников. Регулярно проходят клубы для любителей техники Симорон, основанной на творчестве; сюда приходят от 15 до 50 человек разного  возраста, среди которых около 20 % людей старше 55 лет. Это часто костюмированные клубы, на которых люди позволяют себе придумать новый сценарий развития событий своей жизни с приёмами волшебства и благоприятным финалом. Другими словами, идёт творческое преобразование привычной картины мира в волшебную картину мира. Девиз этой техники: «Невозможного нет!» В процессе творчества возникает особое состояние, называемое « парением» или куражом. Это состояние «парения» снимает психологическое напряжение и делает человека весёлым и озорным, похожим на ребёнка. Целью всех клубов является работа по изменению сознания людей. За счёт переосмысления проблем, травмирующих ситуаций и постепенных шагов по выработке новых личностных качеств, происходит гармонизация душевного состояния. Человек осознаёт моменты дисгармонии между собой и окружающим миром - а мир отражает самого человека, и он готов сегодня преобразовывать себя, следовательно, окружающий мир. Приходя на клубы, участники входят в особый слой сознания, который выше, чем обычный, бытовой. В этом слое сознания менее значимы обиды, претензии, страхи, и человек готов учиться видеть высший смысл во всём, что происходит с ним, потому что у этих людей есть потребность к изменениям. Вот несколько примеров клубных тем.

 

« Со мною вот что происходит ... »

Обсуждение различных методов разрешения проблем судьбы с участием и без участия сознания самого человека. Экстрасенсорика, космоэнергетика, биоэнергетика, метод Причины Гоча и др. методы сейчас востребованы как никогда. Пока многие люди сами не хотят или не знают, как можно работать со своими непростыми ситуациями. Проще переложить ответственность за своё здоровье и судьбу на экстрасенса. И действительно эти специалисты могут помочь, им даны эти особые способности, и сейчас они открываются у огромного количества людей. Почему-то это происходит. Но при этом идёт и другой мощный процесс - желание человека самому работать со своей душой, здоровьем, судьбой. Можно назвать это генеральной уборкой внутреннего пространства и освоением естественных экологичных законов жития. Наступила эпоха учеников и учителей. Участники клубов обсуждают способы трансформации негативного сознания в позитивное.

«Чемодан обид». Арттерапия.

Визуализация и рисование красками на бумаге отношений с собой, родителями, супругом, детьми... Первый вариант - что чувствую. Передача эмоционального состояния с помощью музыки. Процесс выведения глубинных эмоций с помощью красок, переосмысление количества и качества энергий, связанных с эмоцией обиды. Второй вариант - что хочу, мои желанные отношения.

«Мысли, которые капают на нервы ... »

Ум создаёт идеальную модель жизни. Откуда она берётся? Реальная жизнь не вписывается в идеал, но необходимо жить так, чтобы слышать то, что ты хочешь, и принимать то, что происходит. Конфликт между восприятием реальной жизни и её идеалом даёт возможность определить, где и когда создалась жизненная программа, которая создаёт этот конфликт. Способы преобразования жизненных программ.

«Налить чаю с любовью ... »

Умеет ли сегодняшняя женщина вплетать чувство любви в привычные бытовые дела. Женская работа в доме - это механические привычки или осознанный процесс оздоровления семейного пространства? Старинные женские обряды и традиции, и их значение. У счастливых мам -счастливые дети, у счастливых жён - счастливые мужья. Как женщине чувствовать себя счастливой в быту.

«Женщина - родительница, мужчина - ребёнок. Как всем стать взрослыми?» 
Все мы рождаемся детьми. Мужчина на всю жизнь сохраняют способность играть, женщина оченьбыстро утрачивают эту способность. Очень рано девочка осваивает материнскую функциюзаботиться, ухаживать, воспитывать, и постепенно женщина нагружает себя обязательствами, долгами, которых становится всё больше и больше. Постепенно женщина перестаёт слышать свои желания и удовлетворяет в основном желания близких в надежде, что кто-то догадается и даст ей то, что её обрадует. После долгого терпения и ожидания женщина переходит в состояние претензий и обид. Мужчины с детства окружены заботой, и эта забота часто растягивается на всю жизнь. Сначала мама и бабушка, потом жена. И в результате мужчина не в полной мере осваиваетфункции заботы о близких, т.к.. при выкает считать себя объектом заботы. Мужчина по природе своей ребёнок на всю жизнь, но он должен научиться осознанно и без жертвенности выполнять определенные обязательства перед своей семьёй, чтобы войти в состояние взрослого и реализоваться. Именно в этой позиции взрослого соединяются желания, обязательства и могущество. А женщина по природе своей родительница и кормилица, не должна утратить детского ощущения жизни и должна помнить, что главный её ребёнок не муж и не сын, а она сама, та,которая слышит своё внутреннее состояние и способна сама гармонизировать себя и пространство вокруг.

«Путешествие к финансовой цели»

Деньги - самая мощная энергия социума. Работа с осознанием сегодняшнего психологического состояния по поводу нехватки денег через систему вопросов- ответов, которые выявляют работающие внутренние установки, ограничивающие принятие денег. Где есть ограничения, там мало денег. Определение зоны эмоционального стресса и выяснение выгодности ситуациидефицита денег. Выявляется, что именно сегодняшнее финансовое положение человека менее стрессовое, чем большие деньги, которые создадут новые неизвестные психологические проблемы и потребуют проявления другой личностной энергии. Способы преобразования семейных и общественных установок относительно денег, которые могут позволить человеку реализовывать свои новые качества на разных этажах социума, где зарабатываются разные деньги.

На самом деле уже не существует методик в чистом виде. Как правило, это всегда синтез.Прочитано множество книг, проработаны многие семинары, ведутся консультации, читаются лекции.Постепенно пришло осознание созданного развивающегося энергоинформационного поля, в котором уровень вибраций большинства людей постоянно повышается. После семинара илихорошей консультации, где человек физически работает в другом вибрационном поле, в отличие отработы с книгой, сначала происходит улучшение ситуации, затем часто наблюдается временное осложнение, т.к. всплывают на отработку прежние низкие вибрации. И здесь человек пугается иостанавливается, а не станет ли ещё хуже? Конечно, движение в новое состояние должно быть ответственным, без суеты и резких движений. Людям нужна поддержка учителей и единомышленников. «Мы живём в удивительную эпоху становления нового человека и человечества, эпоху вхождения человека в Духовный мир. Новое время открывает новые возможности и новое познание... Впервые даётся возможность осознанного взаимодействия человека и Космоса и исправления негативных образов причин», - пишет автор теории Причинности, В. П. Гоч. Постепенно происходит замещение или трансформация старых, уже довольно токсичных, но ещё работающих программ и стандартов мышления. Эти программы и стандарты, наработанные предыдущими поколениями, не просто работают сегодня, они разрушают и психическое здоровье человека, и его будущее. Сейчас новым мировоззрением, иным отношением к собственному миру и Космосу мы способны сотворить новую экологичную реальность. И сейчас нет другого выхода. Либо мы меняемся - преобразовываем старые модели поведения и отношения к жизни, либо мы исчезаем ... Сегодня люди, размышляющие о действующих законах жизни, о своей миссии, осознают и чувствуют потребность жить в состоянии чистоты, любви и радости. А для этого необходимо научиться творчески преобразовывать негативные структуры мышления своей личности, семьи, своего окружения, которых накопилось довольно много. Это работа с исходящими от человека вибрациями в пространстве, а значит во времени. Каждый человек является потребителем воздуха, воды, продуктов питания и тех вибраций или волн, которые он улавливает из окружающего мира: Земли, Солнца, людей, животных, растений и одновременно является производителем новых, прошедших через все его тела, вибраций. Этими вибрациями наполнено всё пространство. Это особая энергия, которая не видима глазом, но ощутима душой человека. А источником индивидуальных вибрации являются сверхглубинные эмоции и мысли, находящиеся в подсознании. Более низкие вибрации оседают близко к земле, соответственно более высокие распределяются в бесконечном пространстве Космоса. Изменилась система взглядов, изменились внутренние вибрации. Думая о своих перспективах и будущем своих детей, возникает осознание важности работы во времени; с судьбой своего рода, государства и человечества в целом.

В мире ничего не пропадает бесследно. Фрэнк Д. Кардэлл пишет: «дедушкин кнут через три поколения может превратиться в пулю». Ни одна эмоция, ни одна мысль не уходят в никуда - всё трансформируется в реальность рано или поздно. Потому что, во-первых, работает закон причинно - следственных связей. А во- вторых, мысль и эмоция всегда проявляются вибрацией или потоком информации, не видимой глазом, но ощущаемой эмоциональным телом человека, которое в свою очередь транслирует уже обработанную информацию в ментальное тело и духовное.

Мы не только становимся тем, что едим, пьём, но также тем, что ощущаем, чувствуем, осознаём и воспринимаем.

По официальной статистике к 2050 году 30 % населения России будут составлять люди старше 60 лет. И это будут люди ещё достаточно работоспособные, с интересным жизненным и профессиональным опытом, с достаточно активным сознанием. Но сегодня в 2008 году уровень энергетики людей этого возраста 
заметно снижен. И не столько потому, что эти люди много трудились, а ещё и потому, что они со своими наработанными жизненными программами находятся в конфликте с теми жизненными законами, которых уже не понимают. Наше общество не ориентировано на то, чтобы эти люди были творчески активными и занятыми полезными и интересными делами. Задача лаборатории состоит в том, чтобы определить метод активизации творческого потенциала личности. И в первую очередь необходимо говорить о состоянии эмоционального тела. Человек сегодня испытывает колоссальные проблемы с осознанием своих эмоций и чувств, именно здесь, в эмоциональном теле, творится хаос и рождаются соответствующие импульсы поведения. В ментальном теле живут одновременно и идеальные образы, определённое понимание жизни (своя правда) и осознание реальности, и происходит постоянный суд, кто прав, кто виноват, а эмоции выступают в роли серого кардинала, руководящего сценарием жизни. Получается, что человек, не научившийся жить в триединстве чувств, мыслей и действий чувствует себя разочарованным, беззащитным и расстроенным. Человек расстроился; думает одно, чувствует другое, делает третье. Особенно это ощущается в пенсионный период. «Величайшая трагедия жизни в том, что большинство людей умирают раньше, чем в полной мере рождаются», - пишет Фрэнк Д. Карделл. Есть такое выражение «ради себя», оно означает конкретный смысл «родить себя». И моменты рождения и нерождения, и даже умирания личности происходят в течение всей жизни. И очень важно работать с осознанием этих архиважных процессов. Чтобы человек третьего возраста был включён активно в жизнь и переживал процесс обновления себя, необходимо оживить самую энергоёмкую часть его личности - творческую! А для этого необходимо создавать в обществе новую инфраструктуру реализации людей после 55-60 лет через творческие организации. Значительная часть этого поколения живет с сознанием своей ненужности государству, обществу, часто детям и внукам ... А это состояние продуцирует комплекс деструктивных вибраций, и наш эфир заполняется всё больше низкими вибрациями обиды, страха, разочарования, жалости к себе и т.д. Это состояние стресса и депрессии. А эти вибрации улавливаются и вплетаются в вибрации детей и внуков на расстоянии около 50 тысяч километров. Кто становится соавтором страхов и неуверенности детей? А страхи, обиды, раздражение - это агрессия против мира, значит против своих потомков и себя. Эта агрессивная вибрация часто не заметна, потому как она происходит по инерции, она уже сложилась и работает на уровне привычек для самого человека и для окружающих. Страх, жалость, печаль - это специфический вид внутренней энергии, который разрушает автора и близких ему людей. Эта энергия часто становится ведущей. Это процесс медленного угасания или дряхления. И, как правило, он не осознаётся, потому что находится не на внешнем, а на подсознательном уровне. А для этого уже сейчас необходимо постепенно оживлять эмоциональные структуры восприятия событий жизни и трансформировать ментальные структуры и молодых и зрелых людей. Пожалуй, основным понятием в этом методе будет «творческий потенциал». Что это такое? Творческий потенциал - это наличие сил, возможностей, желаний, талантов для созидания новых ценностей. Где начинается активизация творческого потенциала человека? Роберт Джерард в своей книге «Измени свою ДНК, измени свою жизнь» приводит некоторые данные о ДНК: «Каждая клетка нашего организма обладает своей собственной целью и сознанием и, обладая сознанием, она способна к общению ... ДНК является источником излучения фотонов (света), возможно, существует связь между излучением фотонов ДНК и сознанием; объём информации в двойной спирали настолько огромен, что она вмещает в себя 100 000 генов; внутри клеточного ядра весь этот объём ДНК свёрнут, занимая пространство всего в несколько тысячных миллиметра. Учёные считают, что каждую секунду примерно один миллион красных кровяных клеток исчезает и замещается новыми. Каждая из этих клеток строится на основе негативного или позитивного мыслеобраза. Тело постоянно перестраивается». Важен вывод, что состояние клетки зависит от позитивных или негативных мыслсобразов. И процесс очищения клетки начинается с освобождения от стресса, от травмирующего психологического опыта. Это можно назвать детоксикацией клетки на ментальном, эмоциональном и физическом уровнях. Здесь можно использовать метод Кастанеды по переписыванию в памяти деструктивных событий жизни с многократным прокручиванием благоприятного финала. Эпоха Козерога была эпохой Сострадания, эпоха Водолея определена как эпоха Любви ... Для этого необходимо разрабатывать и внедрять разновозрастные программы эмоционального здоровья! Следующим из методов активизации творческого потенциала считаю работу с историей желаний человека. Сегодня не является новостью мысль, что многие события жизни человека - это результат его осознанных и неосознанных желаний и намерений. Человек - творец своей жизни. Комплекс желаний и намерений создаёт сценарий жизни. Практически редко человек видит причинно - следственную связь между своим вибрационным полем и конкретными событиями своей жизни. Очень важно разделить историю сознательного формирования событий жизни и посмотреть, что и как получилось, и историю бессознательного процесса формирования событий. Есть следствие, есть и причина. Необходимо работать с историей и сутью желаний человека, посмотреть этапы зарождения, созревания, путь реализации конкретных желаний, чтобы активизировать внутреннюю энергию и повысить самооценку человека. И, что не менее важно, проанализировать историю нереализованных желаний, застывших в прошлом, как засоры в трубе, которые тормозят естественное движение энергии. С некоторыми нереализованными мечтами и желаниями необходимо встретиться, чтобы осознать их значение и возможную актуальность. Это осознанный путь к сотворчеству со своей душой в разные периоды своей жизни ... Практически всегда человек входит в состояние умиротворения, он начинает творить мир в своей душе, соединяясь с высшим своим началом - духовностью, и начинает одухотворять окружающий мир. В этот момент происходит процесс особых вибраций, когда человек чувствует в себя Бога, не испытывая при этом чувства превосходства над другими людьми, а переживая любовь и благодарность к жизни.

Люди, к которым обращено наше внимание, вступили в особый период своей жизни, мы называем его - «третий возраст». Что это? В общественном сознании - это старость. Поскольку мы заговорили о периодах жизни человека, не лишнее их перечислить. Младенчество, детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость... в сознании отдельного человека и общества сложились стандарты: детство - трудное или счастливое, юность - прекрасная, молодость - счастливая или беззаботная, старость - достойная, от слова «достоять». Само слово «старость» состоит из двух смысловых частей: «стареть» - становиться старше и «рост» - рост. Другими словами, старость - это становиться старше и расти, т.е. развиваться! А у нас стандарт мышления в российском менталитете - «старость не радость». Какой тут рост и развитие? Где-то произошло искажение программы роста людей, выходящих на пенсию. Если мы разберёмся с вопросом, почему люди в период третьего возраста оказываются изолированными от своей творческой части, мы поймём, какие тупиковые программы и на каком этапе необходимо преобразовывать в программы творческого развития. Мы смотрим истории людей, которым сегодня 40-60 лет, в рамках истории страны. Оказывается, этот период жизни после 60 лет никак и нигде не определен, он просто называется пенсия или «заслуженный отдых». От чего? От трудовой деятельности. На пенсию люди выходят, переживая колоссальный стресс, который приводит основную массу людей к скрытой депрессии и лишь небольшую часть людей к новой реализации через творчество. А была ли трудовая деятельность творческим самовыражением человека?

Наш мир - это единый организм, а наше сознание познаёт этот мир через закон дуальности. В нём сеть север и юг, день и ночь, холодно и жарко, ребёнок и взрослый, мужчина и женщина, прошлое и будущее ... Всё это даёт человеку ощущение колоссального многообразия мира. Проблема большинства развитых стран в том, что в погоне за безопасностью и комфортом вся жизнь людей этих стран втиснута в рамки правил, законов, инструкций, где чётко прописано, что делать можно, а чего нельзя; и это сильно ограничивает людей в свободе проявлений эмоций и реализации. Полное подчинение порядку, правилам, законам приводит к внутреннему опустошению, т.к. это по большому счёту является подавлением личности, что при водит к остановке развития. Такое построение общества обеспечивает достаточно безопасную и комфортную жизнь, но в ней становится скучно, отсюда высокий процент депрессий и суицида в благополучных странах. Это происходит потому, что жизнью начинает управлять левое полушарие, оно становится ведущим и подавляющим. Левое полушарие связано с накопленным опытом, логикой, долгами, обязательствами, расчётом - это всё ментальное тело, которое можно ассоциировать с нашей внутренней родительской частью. Правое полушарие - это вдохновение, интуиция, мечты, озарения, желания, творчество, а это наше эмоциональное тело, которое можно ассоциировать с нашей внутренней детской частью. Не может быть день важнее ночи, южный полюс важнее северного, мужчина значимее чем женщина, ребёнок важнее чем родитель. Не может быть логика важнее творчества, законы и правила важнее чувств и эмоций, и наоборот. Именно в процессе этих бесконечных комбинаций рождается интерес к жизни и через это познаются её законы, вершиной чего становятся радость и любовь. И не может левое полушарие мозга быть важнее правого. Потому что в результате в человеке и на планете в целом неправильно организуются энергетические потоки. Восходящая энергия от Земли - это женская энергия (Богоматерь); это материя, плоды, стабильность, управление, опыт, безопасность, в общем, левое полушарие. Нисходящая энергия Космоса - это мужская энергия (дух Святой), исследования, открытия, творчество, идеи - правое полушарие. Левое полушарие, женский менталитет постепенно начинает управлять всем миром, это тупик. Многие космические законы необходимо осознавать заново. Творческое самовыражение человека недостаточно развито и в мире, и в нашей стране. А это сегодня происходит и останавливает развитие человечества. Если нет равнозначной связи, как единого целого: правого и левого, чувств и мыслей, мужчины и женщины, ребёнка и взрослого, Земли и Космоса, нет роста. Потому что только гармоничное взаимодействие правого и левого полушария, эмоционального тела и ментального тела, ребёнка и родителя, прошлого и будущего рождает наше духовное тело, которое и сеть связь с Богом. В каждодневной работе с людьми, осознаёшь, что эмоциональное тело в хаосе, оно требует большого и бережного внимания со стороны сознания, которое живет своей жизнью и перегружено своими старыми стандартами. А эти стандарты всё ещё находятся в коллективном бессознательном и управляют внутренним состоянием человека. Приходя на клубы, семинары, консультации, люди хотят научиться понимать свои эмоции и чувства. Они приходят учиться осознавать. Потому что нарушенный контакт со своими чувствами, со своим детством привёл людей к закомплексованности, конфликтам, и в результате, к нереализованности и безрадостности жизни. Это касается не только людей третьего возраста, но и молодых. Левое полушарие создаёт материю, происходит материализация духа, а правое порождает идеи, новые возможности проявления души и происходит одухотворение материи. Для активизации творческого потенциала людей третьего возраста необходимо создавать развивающие и образовательные программы на уровне государства. И под эти программы создавать условия для реализации! Совершенно нормальным является процесс, когда человек в третьем возрасте придумывает себе дело и с удовольствием занимается им. Закономерность такова, что люди на пенсии, занимающиеся интересным для себя делом, делали это в течение всей своей жизни. А кто делал только нужные дела, разучился жить с интересом. Сегодня мы говорим о важности государственного подхода к проблемам творческой реализации этого поколения. Мы можем обучать людей третьего возраста находить интересные для себя дела, осознавать их важность и рассчитывать их выгодность.

 

автор: Лариса Леонидовна Михалева

опубликовано: издательство "ЕАЕН", Сборник статей, методических пособии и тезисы докладов: "Третий возраст - новые возможности", 2008 год, страницы: 45-52